Шехтель
  

Анализ особняка Дерожинской

Шехтель не забывает и об удобствах. Массивные кресла с наклонными спинками и подлокотниками очень покойны. Книжный шкаф органично включен в деревянную панель. Письменный стол неизвестной ранее вогнутой формы обещает особенное удобство во время работы.

Как и при проектировании фасадов, Шехтель добивается выразительности формы самого предмета; фактура, цвет, декор лишь дополняют основное впечатление. Зодчий дает почувствовать красоту гладкой поверхности панелей сдержанным применением резьбы, мягко пружинящей массы кресел - рыхлостью ковровой обивки с крупным фактурным Рисунком. В напряженной линии деревянной рамы каркаса он передает усилие, необходимое, чтобы противостоять тяжести массивной спинки и подлокотников и угадываемой за ними фигуры отдыхающего человека.

Вакханалия кривых линий, характерная для интерьеров особняка Рябушинского, сохраняется здесь лишь в столовой: в электрической арматуре, символизирующей светоносное движение электрической энергии, в утонченном изгибе стержней бра, в спиралевидном остове люстры, с которого свободно, как охапки полевых цветов, свисают светильника, в мотивах росписи стен и потолков. Но и тут и там орнаментальная нарядность кривых линий - лишь деталь хорошо организованного, рационального и одновременно лишенного обыденности интерьера.

Анализ особняка Дерожинской, как и других произведений Шехтеля 1890-1900 годов, убеждает, что композиция их строится на взаимодействии двух планов. Первый (общая схема) решается крупно, лаконично: простые формы, ясные членения, четкий абрис. Второй сопутствующий главному (орнаментика, декор, второстепенные детали фасадов, предметы обстановки интерьера), изысканно прихотлив, усложнен. В соответствии с замыслом оба начала либо противоборствуют, неотделимые один от другого (павильоны в Глазго, Ярославский вокзал, особняк Рябушинского), либо второе звучит приглушенно (особняк Морозовой, особняк Дерожинской). Особенно наглядна подчиненность усложненной орнаментики рационализму замысла в спальне особняка Дерожинской.