Шехтель
  

Что отделяет творчество Шехтеля от конструктивизма

Утрата декором прежнего значения в системе архитектурной композиции повлекла за собой резкое увеличение роли фактуры и цвета как средства художественной выразительности. На смену тонко разработанной цветовой гамме раннего модерна с тончайшими нюансами оттенков блеклых тонов приходит монохромная, чуть стерильная в своей белизне цветовая гамма: светлый тон глазурованного и матового облицовочного кирпича и камневидной бетонной штукатурки соседствуют с прозрачностью зеркальных окон.

При отсутствии декора даже качество отделочных работ начинает восприниматься как носитель красоты. Это ощущается и в богатом блеске зеркального стекла, и в тщательной обработке деталей, и в идеально точной подрезке кирпичной кладки. С агонией эклектики архитекторы вновь открывают для себя красоту, и богатство естественного вида поверхностей стекла, кирпича, штукатурки. О том, какое колоссальное значение имеют для внешнего вида зданий фактура материалов и качество строительных работ, свидетельствует сравнение проектных чертежей Ф. О. Шехтеля с натурой. Проекты, лишенные фактурного богатства осуществленных построек, по сравнению с последними выглядят обедненными и схематичными.

Фронтальная композиция у Шехтеля вытесняется динамичной, рассчитанной на обозрение в свободном пространстве. Исчезает главный фасад в традиционном его понимании. Архитектор трактует разные фасады как звенья единой, развивающейся в пространстве картины. Он сглаживает переходы от плоскости одного фасада к другой с помощью скругленных или срезанных углов, употребляет на разных фасадах одинаковые элементы, подчеркивая их равнозначность единством мотивов, форм, ритмов.

Следует, однако, ясно представлять все, что отделяет творчество Шехтеля от конструктивизма. Шехтель, восхищается новым машинным зеком, идущим на смену прежней цивилизации. Он его прославляет. Он создает новую композиционную схему, являющуюся производной от возможностей новой техники. Но Шехтель и страшится ее.