Шехтель
  

Декоративность, асимметрия и живописность

Модерн неизмеримо более скуп в применении декора, чем эклектика, он пользуется им не шире, чем классицизм. Все дело в трактовке приема. В классицизме декоративной по сути композиции придавалась видимость тектоничности. Модерн, напротив, подчеркивает "бесполезность", неутилитарность орнаментики, декора. Не следует видеть в орнаментике модерна больше того, чем она была на самом деле, - новых мотивов Декора, низведенного теперь до второстепенного элемента композиции. Было бы ошибкой распространять это утверждение на творчество всех русских зодчих начала века. Но для Шехтеля оно справедливо и по отношению к особняку Рябушинского, и по отношению к творчеству в целом.

Нельзя, однако, сбрасывать со счета такую особенность, как программность новизны. "Современность", новизна - основное требование, предъявляемое к сооружениям модерна. Поиски новых форм на некоторое время захватывают художников разных видов искусства, разных воззрений и индивидуальностей. Они вдохновляли великого реалиста Чехова, бросившего устами своего героя клич: "Нужны новые формы, новые формы нужны!", и декадента Д. С. Мережковского, писавшего:

Зодчий акцентирует не только новизну мотива, но и новизну приема. На смену прежней идеальности и правильности форм приходит характерность, невыявленности или угловатой дробности силуэта - декоративность, равномерности ритмов и симметрии - асимметрия, сложность прерывистых, не находящих разрешения ритмов, пластике накладного декора - живописность крупных пятен, плоскостность и линейность. Причем акцентируется, и это следует подчеркнуть, красота и декоративность не столько декора, сколько функционально-конструктивной формы. Нарушались не все законы, а законы, отжившие свой век, переродившиеся в мертвые догмы. Возникновению же мифа о декоративной природе модерна благоприятствовало распространение на него ренессансно-классицистических представлений о тектоничности как о чисто зрительном, внешнем по отношению к зданию факторе. Однако новизна и прихотливая необычность форм не есть неотъемлемое качество модерна или творческой манеры Шехтеля. Это болезнь роста, преодолеваемая зодчим в следующем крупном его произведении - особняке А. И. Дерожинской (1901 г., Штатный, теперь Кропоткинский, пер. 13).

Для сметчиков софт для автоматизации строительства. Техподдержка.