Шехтель
  

Драматизм - новое качество, внесенное Шехтелем в русскую архитектуру

Диалектичность формообразующих отношений - полезного и прекрасного, здания и среды, человека и объекта - определяет характер его творческих открытий. Основа выразительности его сооружений - музыкальная композиция, базирующаяся на ритмике форм, объемов, линий. С ней связано преодоление традиционных симметрии и фронтальности, живописная картинность построений, рассчитанных на длительность восприятия во времени и множественность точек зрения.

В проектировании здания Шехтель идет как бы "изнутри наружу" - от функции плана помещений к объемной композиции. Его интерьеры свободны от применения заданных геометрических схем и строятся на взаимосвязи пространственных соотношений и своеобразно понятой центричности, рассчитанных, как и фасады, на восприятие во времени.

Шехтель не знает "стиля" в традиционном понимании, т. е. специально художественной системы однородных форм. Вследствие этого декор утрачивает еще недавно ведущую роль в композиции, и в качестве компенсации на первый план выступает выразительность функционально полезных элементов, формы, ритмических соотношений, фактуры и цвета облицовочных материалов. Отсюда поражающее внешнее многообразие форм в спроектированных Шехтелем сооружениях при очевидном внутреннем единстве закономерностей, новая стилевая цельность, основанная на однородности отношений между формами, а не на единстве форм.

Диалектичность связей, единство противоположностей, своеобразная "органичность" модерна, осознававшаяся Шехтелем, очевидно, острее многих, определили внутренний драматизм его архитектурных образов. Драматизм - новое качество, внесенное Шехтелем в русскую архитектуру рубежа веков. Эмоциональный накал, сила экспрессии и внутренняя напряженность его сооружений сродни работам художников, с особенной силой воплотивших атмосферу напряжённого ожидания и предчувствий близящихся социальных бурь, - живописи Врубеля, поэзии Блока, музыки Скрябина.