Шехтель
  

Эскизы конца 90-х годов

Простор комнаты Шехтель подчеркивает иллюзорно (над камином в темной квадратной раме находится огромное зеркало) и архитектурно: четкий геометризм ее членений выявлен тонкими темными полосами дерева в углах, создающими нечто вроде каркаса. Мебели немного. Ее размеры, крупные сами по себе, малы в сравнении с размерами спальни. Лишь рисунок обивки кресел, стульев и кушетки, трафаретный узор росписи стен, варьирующий на разные лады ломкие завитки и волнообразные мотивы, смягчают "машинный" рационализм и медицинскую стерильность этого помещения.

Разнообразие арматуры - бра в виде цветков над камином, настольная лампа с пышным сборчатым абажуром, наконец, хрупкий параллелепипед светильника из матового стекла с оконтуренными медью краями - отражает увлеченные поиски формы нового, не перестававшего восхищать предмета.

Шехтель много и упорно работал над проектированием светильников. Первые светильники в стиле модерн фантастичны. Почтительный восторг перед неограниченными возможностями техники, ощущение ее чудодейственности находят отражение в увлечении миром таинственных существ. На эскизах конца 90-х годов разыгрываются сложные сцены. Мохнатые существа из сонма "нечистых" заглатывают матовые шары ламп или обвивают стебли растений, расцветающих лепестками стеклянных люстр. К началу 1900 г. чудовища исчезают. Постепенно и сам светильник приобретает, как в спальне особняка Дерожинской, простую геометрическую форму куба или параллелепипеда.

Через творчество Шехтеля красной нитью проходит стремление сделать каждую деталь интерьера неотъемлемой частью ансамбля, целесообразной, удобной, красивой, гигиеничной, дающей отдых телу и радость глазу. Культ благоустроенного интерьера, где можно отдохнуть от нервной сутолоки большого города, нашел в Шехтеле истинного поэта.