Шехтель
  

Фасад МХАТа - новый, лишенный привычных атрибутов облик театрального здания

Важная роль в создании присущей только этому театру атмосферы принадлежит скромным на первый взгляд росписям, скульптуре. Их пронизывает тема волны, тема творческого беспокойства и исканий. "Волна" встречает зрителей у бокового входа в театр - беспокойно взметнувшаяся масса воды, в которой едва различимы лица борющихся со стихией людей, - такова скульптура А. С. Голубкиной. В сдержанных росписях (они проходят по верху гладких, окрашенных в серовато-сиреневые тона стен) и в металлических пластинах в верхней части дверей на разные лады варьируется мотив волн. Скромный холщевый светло-серый (а не традиционный красный бархатный) занавес украшен понизу широкой полосой аппликации, представляющей стилизованный мотив волны. На серо-коричневом панно, опять-таки на фоне волн, но, уже устремляясь в их глубины, летит прекрасная белая чайка. Такая же чайка-панно в углах фойе. Этот созданный Шехтелем образ оказался настолько емким и выразительным, что стал символом театра, его поэтичности, интеллигентности.

В здании театра не хватает заключительного или, вернее, начального аккорда. Фасад, спроектированный в 1903 г., остался неосуществленным из-за недостатка средств об этом можно только сожалеть. Фасад МХАТа - одна из немногих в России попыток создать на рубеже XIX- XX веков новый, лишенный привычных атрибутов облик театрального здания.

Однако, несмотря на новаторство и художественные достоинства фасада, именно интерьеры МХАТа стали событием в русской архитектуре.

Новаторством творческого метода Шехтеля, шедшего в проектировании здания "изнутри наружу", от организации внутреннего пространства к ограничивающему его объему, объясняется, очевидно, тот факт, что новые закономерности облекаются в простые по видимости формы, прежде всего в интерьерах 1901-1902-х годов, и лишь с некоторым запозданием, с 1903-1904-х годов процесс преодоления нарочитой новизны и экстравагантности форм захватывает и фасады зданий.