Шехтель
  

Фасады дома Патрикеева

В "живописных" композициях, независимо от того, являются ли формы объемными или плоскостными, композиция строится на ритмике и соответствии многих форм, сведенных к одной или нескольким исходным.

Этот принцип композиции особняков, построек национально-романтического направления, примененный в доме Патрикеева, отчасти перейдет и в позднейшие постройки. Основа обеих схем едина - ритмическая музыкальная композиция. Но первая тяготеет к мелодической, вторая - к симфонизму.

Фасады дома Патрикеева, стоящего в зелени парка, разворачиваются как следующая одна за другой смена картин. Каждая находится в сложных связях и входит в качестве неотъемлемого компонента во вторую, третью и т. д. Зритель переходит от одного фасада к другому, любуясь многообразием форм: круглых башен, острых щипцов фронтона, гладкими плоскостями фасадов или ограды, вдруг прерываемой прозрачной решеткой, овальной террасой, многоугольным в плане балконом второго этажа. Строгость этой архитектуры не имеет ничего общего с однообразием. Открыв неисчерпаемый источник выразительности - фактурно-Цветовые контрасты, зодчий виртуозно пользуется им. Глухая полоса ограды из глазурованного кирпича, исчерченные прозрачной графикой вертикальных прутьев решетки террасы и уличной ограды, рельефная сетка из сложенного в шахматном порядке кирпича ограды балкона, мягкие изгибы стеблей растительного орнамента на фризе, видимые каждый раз на фоне гладких стен из глазурованного кирпича, - все это создает новые и новые эффекты.

Для Шехтеля не было незначительных тем. Витрина магазина Строгановского училища на Рождественке (ныне ул. Жданова), семейный склеп на Ваганьковском кладбище, памятник Муромцеву на Даниловском кладбище, надгробие Эфросу и пьедестал памятника Александру III на Знаменской площади в Петербурге (ныне пл. Восстания в Ленинграде) спроектированы с одинаковой тщательностью и представляют произведения высокого искусства.