Шехтель
  

Героичность архитектурного образа

И только побыв в нем некоторое время, привыкнув к красоте его пространства, присмотревшись к находящимся в холле предметам и мебели, начинаешь замечать в натянутых, словно струны, линиях орнаментов навершия дивана, в спиралевидном узоре венчания спинки кресла, в чеканной аппликации камина и его рельефах, в резьбе скамей, шкафчиков и т. д. ту же тревожно-лирическую настроенность, что и в формах светильников. Но эта тема остается второстепенной. Она лишь сопровождает основную - монументальную приподнятость пространства холла.

Героичность архитектурного образа сохраняется и в расположенном рядом кабинете, но здесь сильнее ощущение беспокойства и тревоги. Мебель несколько крупновата для этого помещения, так же как слишком крупны и тяжелы по сравнению с объемом особняка Рябушинского его крыльца и балконы. В покойную квадратную комнату с огромным окном властно вторгаются сложные ритмы беспокойного рисунка обивки кресел, неустойчивой арки камина, венчающая часть которого как волна захлестывает расположенную внизу панель; есть что-то напряженное и в расстановке мебели, в контрастах пустых и перенасыщенных мебелью частей комнаты, в поставленных спиной друг к другу креслах.

Кабинет интересен двумя особенностями: верностью полюбившемуся мотиву или приему (в данном случае равномерной развеске по всей поверхности потолка каплевидных светильников, впервые встречающейся в особняке Морозовой на Спиридоновке, нарушению привычных пропорций между главными и второстепенными элементами, как в особняке Рябушинского) и каркасностью мебели, ее структурностью - качествами, противоположными аморфной и перегруженной декором мебели второй половины прошлого века. В деревянных предметах: шкафах, столах и стульях, даже панелях и плафонах противопоставлены друг другу каркас и заполнение. Линия каркаса одновременно является и линией силуэта, четко очерчивающей форму предмета. Даже в "кутаной" мягкой мебели зодчий выявляет конструктивное начало: каркас вынесен наружу, мягкое сиденье кресла вставлено в его жесткую раму.