Шехтель
  

Идейное искусство

Безусловное преобладание в XIX веке получило идейное искусство, создавшее шедевры непреходящего значения, прежде всего в области литературы. Но акцент на содержании невольно отодвигал на второй план художественное мастерство, искусственно деля неделимое. Требуя от произведений любого из видов искусства (даже архитектуры) правдоподобия, объяснения действительности, тогдашняя критика фактически игнорировала своеобразие и возможности отдельных видов искусства, отличие произведений искусства от общественно-политических трудов и научных работ.

Эстетика рубежа веков сложилась во многом под влиянием понимания роли искусства, сформулированного в трудах Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. С. Соловьева. Ими было выдвинуто пронизанное диалектизмом положение о нераздельности и неслиянности пользы и красоты в искусстве, о нераздельности и неслиянности искусства, жизни и политики, о самоценности искусства как специфического вида человеческой деятельности. Эти кардинальные положения обусловлены особенностями социальной программы названных авторов. Не приемля существующую российскую действительность, с их точки зрения неразумную и несправедливую, отрицая революцию как средство ее преобразования, они пытаются обосновать возможность третьего пути - изменить действительность путем духовного преобразования людей. В этой утопии искусству, естественно, отводится огромная роль. Воздействуя на чувства человека (литература, поэзия, музыка, театр), видоизменяя окружающую его среду (архитектура, прикладное искусство), искусство самым непосредственным образом участвует в преобразовании действительности. Утопизм и односторонность социальной программы неотделимы здесь от идей диалектического совпадения в произведении искусства разных функций, подчиненных, однако, по выражению Соловьева, "общим целям человечества". Отсюда признание полезным, не только непосредственного отражения в искусстве явлений текущей жизни, но и красоты самого произведения искусства.