Шехтель
  

Интерьеры Художественного театра (1902)

Единодушное восхищение современников вызывали интерьеры Художественного театра (1902). Ф. О. Шехтель был связан с ним многолетней крепкой дружбой. Когда стал вопрос о строительстве собственного помещения для театра, Шехтель безвозмездно спроектировал его, и в течение трех месяцев оно было построено. Работы велись спешно. Зодчему не раз приходилось давать указания прямо на стройке, делая наброски углем на сырой стене. Задача была трудной. Но он сумел, сохранив габариты старого здания, перепланировать его, увеличить емкость зрительного зала до 1300 мест, не нарушив уюта и интимности небольшого театра со свойственным ему очарованием непосредственного контакта актеров со зрителями.

Это чувствуется в выразительном, "говорящем" плане сооружения. Зрительный зал словно вливается в громадный пролет сцены. Ядро главных помещений окружено рядом подсобных. В сторону улицы ориентированы помещения для зрителей - фойе, буфет, гардеробы, кассы; во двор - рабочие помещения (уборные актеров, комнаты для декораций и т. д.).

Близкая по своим устремлениям творчеству Шехтеля программа театра вдохновила его на создание одного из лучших своих произведений. Он создал в театре атмосферу серьезности, почтительного и благоговейного отношения к искусству, невольно подчиняющую себе зрителя. Все, от конфигурации и размеров помещений, цветовой гаммы до мебели, светильников и шрифта надписей, подчинено единой цели: созданию особого мира, интеллектуального и эмоционально насыщенного.

Силой своего мастерства Шехтель с порога настраивает зрителя на особый лад, создавая обстановку, глубоко родственную программе театра, гражданский пафос которого был облечен в форму лирическую. Образный строй интерьеров театра вызывает глубоко личные чувства во всяком попавшем сюда человеке, не отнимая, однако, ощущения приобщенности к общему делу, рождаемому шедеврами театральной архитектуры. Отсутствие привычной парадности Шехтель компенсирует качествами более утонченными: значительностью, возвышенностью и чем-то совершенно неуловимым, позволяющим ощутить каждому свою сопричастность к искусству больших мыслей и красивых чувств.