Шехтель
  

Источник внутреннего драматизма образов Шехтеля

В существе своем этот принцип музыкален и напоминает симфонический. Он обнаруживается не сразу, механизм его действия завуалирован, - и тем сильнее его эмоциональное воздействие. Отвлечение от конкретного многообразия форм дает возможность выявить внутреннюю структуру композиции (отдельного здания и ансамбля), основанную на сопоставлении, столкновении, вариациях, противоборстве, в конечном счете, уравновешивающих друг друга частей, в чем, и заключен источник внутреннего драматизма образов Шехтеля. С ритмом треугольников главных форм контрастирует ритмика горизонталей, форм словно бы "внутренних", отсчитывающих или отсекающих от главных горизонтальные слои, умеряющие порыв, затрудняющие их сдвижение вверх, но бессильные остановить его: горизонтали стен отраслевых павильонов, ленты окон, вторящие им кровли вписываются в абрис главной формы, а компактный башнеобразный павильон общего отдела поддерживает целая симфония вертикалей.

Композиция каждого здания, как и ансамбля в целом свободна от фронтальности и симметрии, пронизана резкими ритмами. Торцовый фасад сельскохозяйственного отдела строится на мощных всплесках вертикалей: высокая нависающая кровля, округлая "бочка" крыльца, завершение которой плавно переходит в шпиц, стройная шатровая башня. На продольном, сильно вытянутом в длину фасаде скачущий ритм вертикалей еще более прерывист. Еще сильнее противопоставлены друг другу подковообразная арка крыльца, шатер башни, резко падающие вниз скаты кровли над громадным лежачим окном, низкая боковая дверь. Та же прерывистость и резкость - в горизонтальных ритмах, в смещенных по отношению друг к другу лентах лежачих окон.

Однако при всей определенности форм и ритмов павильоны обладают зыбкостью, изменчивостью. Это ощущение возникает из-за отсутствия прямых линий в силуэтах зданий.