Шехтель
  

Источники, вдохновляющие мастеров национально-романтического направления в архитектуре

Панно и майолики Врубеля, полотна на темы былин и сказок, театральные декорации Васнецова, оформление русских сказок, вышивки и мебель Поленовой - в этих работах закладывались основы национально-романтических течений модерна с абсолютизацией эмоционально-образного начала, сказочно-лирическим настроем, далеким от жанровой обыденности "ропетовщины", отрабатывались новые приемы - декоративность обобщенного силуэта, лаконизм форм, крупные плоскости цветовых пятен, музыкальная ритмичность композиции, Шехтель прямо называет В. М. Васнецова своим учителем. Изменение эстетического идеала подсказывает представителям "нового стиля" необходимость обращения к разделам отечественного наследия, до сих пор не привлекавшего внимания специалистов, - отчасти из-за его неизученности, отчасти из-за "архитектурности".

Не многословный декор московского барокко середины XVII века, но выразительность объемов деревянных шатровых храмов русского Севера, древних Киева, Пскова, Новгорода, не вышивки крестом, а аппликации, не профильная, а глухая резьба - таковы источники, вдохновляющие мастеров национально-романтического направления в архитектуре рубежа веков.

К числу произведений, где это направление впервые предстало как нечто законченное и самостоятельное, относятся павильоны для международных выставок в Париже (1900) и Глазго (1901). Первый был разработан К. А. Коровиным и И. Е. Бондаренко, вторые - Ф. О. Шехтелем. Эта работа принесла Шехтелю звание академика архитектуры, почетного члена Британского королевского института архитекторов и общества архитекторов в Глазго.

Шехтелю удалось создать чрезвычайно емкий и впечатляющий

образ- эпический и сказочный. У его предшественников - Васнецова и Коровина - были и лирика, и сказка, и национальный дух, но соединить это с монументальностью былинного эпоса, придать архитектуре напряженное и героическое звучание смог только Шехтель.