Шехтель
  

Изменения в творчестве Шехтеля

В сознательном отречении от буйства и многообразия форм, острых контрастов, сочной моделировки, красочности есть что-то аскетическое, жертвенное. Но этим достигаются зримая, легко воспринимаемая логика и закономерность, столь недостававшие раннему модерну. Целесообразный модерн - так характеризуют эту архитектуру современники.

Хотя связывать изменения в творчестве Шехтеля непосредственно с событиями 1905 г. будет упрощением, связь между ними и общественным подъемом революционных лет, который А. Блок и А. Белый сравнивали с гребнем высоко взметнувшейся волны, все-таки существует.

В сознании многих архитекторов рубежа XIX-XX веков восстание против подражательности, с которой явился на свет модерн, ассоциировалось с демократическими идеалами, с борьбой за гражданские свободы.

• Отрешиться от ассоциативного восприятия архитектурной формы оказалось сложнее, чем преодолеть метод проектирования, рожденный этим восприятием. Постройки модерна, свободные от реминисценций прошлого, поправшие обязательные ранее догмы воспринимались как символ ниспровержения векового рабства традиций - не только художественных, но и социальных.

Предваряет рационалистические постройки Шехтеля 1903-1909 гг. скоропечатня А. А. Левенсона (1900 г., Трехпрудный, состоявшая из двух строений: здания редакции, выходящего в переулок, и типографского корпуса во дворе. Первое со своей прихотливой многообъемной композицией - характерный пример раннего модерна, второй - с гладкими стенами, облицованными светлым кирпичом, и огромными окнами, форма и ритмика которых образуют красивый линейный узор, с плоским железобетонным карнизом, четко очерчивающим простой объем, принадлежит уже к следующему этапу. Показательно, что новая композиция появляется в сугубо утилитарном по назначению здании, что Шехтель скрывает показавшийся ему вначале оголенным корпус в глубине участка.