Шехтель
  

Композиции банка Рябушинских

Несмотря на простоту и однообразие форм, ему в неизмеримо большей степени присуще "лица необщее выраженье", чем изукрашенным сооружениям эклектики. Зодчий широко пользуется приемом ритмических сопоставлений, повторов, соответствий, переходов одной в другую форм квадрата и прямоугольника (квадрата и его диагонали), многообразием пропорциональных соотношений. Наряду со ставшими для него традиционными отношениями квадрата и диагонали Шехтель применяет убывающий кверху ряд (пропорции окон), отношения равенства (один из вариантов разбивки фасада на горизонтали). Все это определяет изысканность и внутреннее богатство предельно строгого сооружения.

Уступы пилонов, не лишая фасад плоскостности, своеобразной "пластинчатое", дают почувствовать, что за ними находится пространственная структура с развитой системой внутренних помещений. Сложные взаимосвязи немногочисленных деталей, намек на внутреннее пространство, своеобразная недосказанность при безупречно правильном геометризме форм один мягкий штрих (скругленные углы главного фасада) в симфонии жестких линий и прямых углов рождают богатую гамму чувств и ассоциаций.

Сродни композиции банка Рябушинских дом Московского купеческого общества на углу М. Черкасского пер. и Новой площади (1909 г.). Он столь же строг и рационален. Разница лишь в том, что здесь архитектор, возводя здание, действительно применяет каркасную конструкцию.

Извечное понятие "стена" переживает решительную трансформацию. Все три выходящих на улицу фасада прорезаны горизонтальными окнами. От привычного массива каменной стены осталась узкая сетка вертикальных и горизонтальных простенков, точно соответствующая конструктивной сетке. Ни одна деталь не затемняет ясной и функциональной композиции. Даже обычные вывески, замененные здесь надписями по эскизам зодчего, смотрятся как органически присущая ей деталь.