Шехтель
  

Кульминационная точка композиции интерьеров

Создание атмосферы, благоприятствующей творчеству, было для Шехтеля столь же важной задачей, как и создание атмосферы, способствующей восприятию искусства. Оборудование театра, в создании которого зодчий принимал непосредственное участие, уют и удобства артистических уборных представляли по тому времени явление чрезвычайное. Однако этот сложный механизм остается за пределами восприятия зрителя. По большей части он о нем и не задумывается. Но Шехтель словно задался целью дать почувствовать пришедшему в театр человеку усилия и творческое горенье людей, находящихся по ту сторону рампы.

Так мы еще раз встречаемся со своеобразной двуплановостью произведений Ф. О. Шехтеля, в данном случае особенно близкой "подводному течению" пьес А. П. Чехова и постановок Художественного театра, когда за скупым и строгим рисунком первого плана угадывается другой, эмоционально насыщенный и содержательный.

Кульминационная точка композиции интерьеров - зрительный зал театра. Пространство его удивительно гармонично. Это определяется не только точно найденными соотношениями и масштабностью, но и мягкостью форм - плавными очертаниями округленной торцовой стены, арочного портала сцены. Отсутствие привычных лож, расположенные амфитеатром сиденья ярусов, оставшиеся видимыми плоскости гладких стен позволяют ощутить цельность его компактной формы.

Центр зрительного зала - сцена. К ней, изгибаясь, тянутся ленты ярусов, к ней тяготеет люстра - круглый металлический остов с резким нервным ритмом зигзагообразных стержней, к которым подвешены на тонких тросиках светильники в форме куба - матовые, бледно-розовые.

Такие же светильники, объединенные по три, в шахматном порядке прикреплены к стенкам ярусов. К сцене устремлены фриз с рисунком, отдаленно напоминающим ритм прибоя, и орнаментальная роспись потолка, столь непохожая на привычные плафоны. Трем серебристо-серым полосам придана такая напряженность, стремительность полета, что они кажутся натянутыми гудящими струнами проводов.