Шехтель
  

Национально-романтическая ветвь модерна и творчество Шехтеля начала 1900-х годов

Смятенность, внутренний драматизм, ощущение неустойчивости и переходности момента, эмоционально-лирическое начало, стремление к обобщенности и планетарные масштабы разрешения проблемы, попытки увидеть отсвет грядущего в прошлом и забыться в нем от тягот настоящего, устремленность в будущее - таковы разнородные настроения, питающие и находящие отзвук в архитектурных образах модерна, с особенной убедительностью воплощенные в сооружениях Шехтеля.

В конце 1890 - начале 1900-х годов Шехтель делит свои симпатии между национально-романтическим и "интернациональным" направлениями модерна. Хотя по логике развития национально-романтическое направление предваряет интернациональное, освободившееся от исторических реминисценций, на практике они существуют одновременно.

Не следует удивляться этому. Совмещенность разнородных направлений, представленных не только творчеством разных художников, но одного и того же, - результат переломности исторического момента, динамизма художественного процесса, следствие долгого господства эклектики, умения увидеть близкое себе в прошлом, понять и передать через него настоящее. Вспомним слова В. Я. Брюсова: "Мне сладки все мечты, мне дороги все речи, и всем богам я посвящаю стих" (1899). Один из первых поэтов-урбанистов Брюсов в своих исторических циклах блестяще стилизует и грозную чеканность надписи ассирийского царя Ассаргадона, и зловещую атмосферу тревоги и страха, окружающую царя гуннов Атиллу, и многое другое. Мы встречаемся с произведениями, внешне как-будто исключающими друг друга, у живописцев М. А. Врубеля, СВ. Малютина, А. Я. Головина, К. А. Коровина, Е. Д. Поленовой, поэтов А. Блока, М. А. Кузьмина, А. Белого и др. Постройки национально-романтического направления, с одной стороны, - естественное продолжение работ Шехтеля 90-х годов в "русском стиле", а с другой - качественно новый этап. Общее между ними - обращение к наследию отечественного средневековья, различие - разный подход к интерпретации этого наследия, заключенный в понятиях "стилизаторство" и "стилизация".