Шехтель
  

Национально-романтические искания Шехтеля

Постройки Шехтеля оказали ощутимое влияние на характер основных типов сооружений дореволюционной России - особняков, дач, доходных домов, торговых, конторских и банковских сооружений, вокзалов, театров и кинотеатров, типографий, санаториев, церквей, стадионов и др. Многие из них сразу же становились эталоном, образцом для подражания.

Наследие Шехтеля ценно по двум причинам: во-первых, как наследие мастера, создавшего произведения непреходящего художественного значения, во-вторых, оно определяет вклад русских зодчих в дело формирования новой архитектуры. Шехтеля следует поставить в один ряд с пионерами нового движения, завоевавшими мировую известность и признание, - бельгийцами Г. Ван-де-Вельде и А. Орта, австрийцами

И. Гофманом, И. Ольбрихом, О. Вагнером, шотландцем Ч. Р. Макинтошем.

Национально-романтические искания Шехтеля (особенно Ярославский вокзал) имеют аналогии с опытами Гауди. С работами Макинтоша, Гофмана и Ольбриха Шехтеля роднит стремление к простоте и рациональности, архитектурности приемов, подчиненности декора общему композиционному замыслу. У Шехтеля есть родство и с мастерами чикагской школы, как и он, шедшими к новой архитектурной системе путем эстетического осмысления структуры и каркасной конструкции сооружений. Однако общность их ограничивается общностью идеи и подхода к задаче. Замыслы и реализации Шехтеля вполне самостоятельны.

Творческое кредо Шехтеля можно определить словом "художественность". Его девизом было возрождение искусства архитектуры. Культ красоты, забота о выразительности сооружения, мыслившаяся в неразрывной связи с функциональными задачами, - вот фундамент новаторства Шехтеля. Старые приемы себя исчерпали; для разрешения новых задач необходимы были новые. И Шехтель ищет их неустанно, незабвенно.