Шехтель
  

Новое представление о духовных ценностях

Богатая гамма фактурно-цветовых сопоставлений отделочных материалов (кирпич, камень, штукатурка) дополнена рельефами, металлическими решетками, майоликовыми панно и неизобразительной "живописью" изразцовых фризов, включенных в композицию с той же гибкостью и свободой, что в павильонах в Глазго. Но хотелось отметить и другое. Фактура и цвет материала в модерне и, в частности, в произведениях Шехтеля обретают значение композиционных средств первостепенной важности. Если зодчий использует живопись и скульптуру, они неизбежно воспринимаются в связи с фактурой, цветом, ритмом линий и форм, утилитарных по своим функциям элементов: ведь специальной системы художественных форм, в число которых раньше входили декоративная живопись и скульптура, в модерне не существует. Именно этим объясняется нечеткость различий между рельефом и фактурной обработкой стены, между ее окраской и росписью или панно, равная значительность в общей системе композиции здания фона и украшения (фон перестает быть нейтральным).

Заканчивая рассмотрение построек Шехтеля в национально-романтическом духе, следует подчеркнуть, что в них нашло воплощение новое представление о духовных ценностях, об их самостоятельной значимости, о народе - творце этих ценностей, желание не столько использовать формы народного искусства, сколько проникнуть в его дух. Наконец, в эпоху крайнего усложнения социальных противоречий, смятенности и брожения умов народный эпос привлекал также цельностью, душевным здоровьем, простотой - качествами, так недостававшими интеллигенции рубежа веков, олицетворяя собой, непреходящие ценности в годы всеобщей переоценки установившихся понятий., Любовь к природе и искусству Севера, бывших для него символом высших ценностей, Шехтель пронес через всю жизнь. Она неотделима от его творческих исканий и эстетических идеалов.