Шехтель
  

Новые тенденции в искусстве

Эстетическое удовольствие объявляется в высшей степени полезным, поскольку оно позволяет приобщиться к высшим ценностям, т. е. в конечном итоге воспитывает человека и граждански. Отсюда же характерная для искусства рубежа веков не свойственная предшествующему периоду сосредоточенность на вопросах профессионального мастерства и ее крайность - эстетизм. Центр тяжести семантики искусства из области социально-политических понятий переносится в область нравственно-этических представлений. От искусства теперь начинает требоваться не столько критика, анализ, правдоподобие, конкретность, сколько способность творить новый мир, давать эстетическое наслаждение, порождать сопереживание.

Новые тенденции в искусстве неизбежно рождают поиски новых средств художественной выразительности. Не остается в стороне от этого и архитектура.

Следуя общим для определенной исторической эпохи тенденциям и нормам, каждый вид искусства в своем развитии подчиняется собственным законам, обусловленным его специфическими возможностями и мерой их соотношения потребностям эпохи. Обычен расцвет одного вида искусства при кризисном состоянии или отходе на второй план другого. XIX век - время гегемонии литературы - был кризисным для архитектуры. Попытки наделить формы и облик зданий несвойственной этому виду искусства конкретностью содержания, желание увидеть в них воплощение определенных политических программ и исторических концепций, "читать" их как книгу, пагубно сказались на зодчестве, усугубив приходящийся на этот период распад некогда стройной системы архитектуры нового времени. И наоборот, время обостренного внимания к выразительности художественной формы как таковой стало началом возрождения зодчества. Перелом в нем обозначился позже, чем в других видах искусства, протекал драматичнее, но в результате его полностью обновился архитектурный "язык".