Шехтель
  

Образ делового интерьера

Разителен контраст между деловитой сдержанностью интерьеров и романтически-живописной композицией Ярославского вокзала. Его вестибюль и зал ожидания на высоту человеческого роста обшиты деревянными панелями. У столбов и стен - скамьи для пассажиров, простые, лишенные всяких украшений. Гладким стенам и строгим линиям интерьера, простым формам мебели вторят прямые линии осветительной арматуры: фонариков-параллелепипедов из матового стекла.

Графичность и линейность светильников, углы которых оконтурены бронзой, пунктирная в своей прозрачности линия держащих их тросов, четкая лента панелей и тонкий узор переплетов стеклянных дверей вводят нас в рационально организованный мир нового времени, не утративший, однако, тяготения к возвышенности духовных ценностей. Как и в ряде, более ранних интерьеров Шехтеля, композиция его словно делится на два яруса. Деловитой строгости нижнего яруса противопоставлена суровая романтика верхнего, занятого почти сплошь "северными" панно Коровина.

В 1901 г. Шехтель создал блестящий образ делового интерьера в так называемом "Боярском дворе" - гостинице и торговом доме на Старой площади. Здесь архитектор использует те же приемы и средства, что и в интерьерах Художественного театра и Ярославского вокзала. Стены, свободные от лепнины и орнаментики, подвешенные на тросах к металлическим пластинам светильники в виде параллелепипедов, сгруппированные по четыре, занавеси на штангах из холщевой ткани, спадающие неглубокими складками. Мебель из гладкого темного дерева лишена каких бы то ни было украшений. Источник ее красоты - изящный рационализм конструктивной формы, В скамьях, столах, ограде откровенно выявлена каркасность. В строгости интерьеров, не усложненных ни одной функционально неоправданной деталью, сквозит новое представление о красоте, далекое от отождествления понятий прекрасного и богато украшенного, бытовавшего менее десяти лет назад. Интерьер и особенно мебель этого сооружения позволяют с достаточным основанием говорить о зарождении новых эстетических категорий и о том, что в представлении Шехтеля они уже определились к 1901-1902 гг.