Шехтель
  

Описание новых декоративных мотивов

В декоративном убранстве парадной лестницы и столовой господствует тема волны, морской стихии, популярная в поэзии символистов и в орнаментике модерна - в графике, декоративной живописи, скульптуре, прикладном искусстве. Текучие формы парапета парадной лестницы особняка из искусственного серого мрамора напоминают одновременно волны застывшей лавы и тело диковинного зверя, остов люстры-осьминога, светильники - стекающие вниз струи воды. Убранство столовой поражает вакханалией кривых линий. На рельефе, украшающем камин, волосы сказочной девы, то, почти растворяясь в фоне, то, возникая вновь, превращаются в ее воздушные крылья, незаметно переходят в легчайшую ткань, окутывающую тело, и, наконец, струящимися потоками, подобно стеблям неведомых растений, стекают вниз. Мягкости этого движения противостоят бешеная пляска кривых линий железной люстры, легчайший волнообразный узор металлической решетки в тимпане двери, деревянное обрамление которой кажется выполненным из какой-то тягучей массы. Тот же волнообразный мотив повторяется в рисунке паркета, в орнаментальной росписи стены, изображающей диковинные стилизованные цветы. Лепнина на потолке гостиной изображает не менее популярные тогда мотивы: ракушки, морские звезды, улитки. На капители приземистой колонны во втором этаже холла змеи переплелись в трепещущий клубок.

Описанию новых декоративных мотивов отведено такое большое место не потому, что они определяют характер архитектуры особняка, а в связи с тем, что в модерне происходит решительное и полное их обновление.

Сумрачное подводное царство, полуфантастический мир пресмыкающихся странно соединили в себе неприятие действительности, неясность и зыбкость настроений сегодняшнего дня с тоской о лучшем "завтра", словом, все, что Н. П. Минский охарактеризовал следующим образом:

Из откровенной декоративности орнаментики особняка Рябушинского вряд ли следует делать вывод о декоративизме модерна.