Шехтель
  

Орнаментация модерна

Архитектурный декор как специальная художественная система, определяющая характер стиля и выполняющая функцию формообразования, в модерне перестает существовать. Носителями художественного начала становятся соответствующим образом трактованные утилитарные элементы. Орнаментация модерна не имеет самостоятельного стилеобразующего значения, сколько-нибудь соизмеримого с архитектурным декором недавнего прошлого. Это не значит, что модерн отрицает орнаментацию. Напротив модерн, особенно ранний, широко прибегает к ее помощи. Здесь речь идет не об использовании орнаментации как таковой, а о ее роли в общей системе стиля. Без ордерной системы (даже при отсутствии колонн) невозможно существование архитектуры Ренессанса, барокко, классицизма. Без "стилей" - русского, ренессанс и т. д. - немыслимо существование эклектики. Но вполне возможны здания в стиле модерн (это мы увидим ниже на примере работ Ф. О. Шехтеля), лишенные декоративного убранства. Модерн ищет в декоре выражения качеств, изначально присущих архитектурному объекту (предмету) и неотъемлемых от него. Недифференцированность (в смысле художественной выразительности; роли в системе композиции) декора и утилитарно-конструктивной формы влечет за собой целый ряд особенностей, в частности, равнозначность фона и орнаментального узора, графичность и линейность слитых с плоскостью стены росписей, "живописность" рельефов, как бы "выплывающих" из стены и вновь растворяющихся в ней, орнаментальную декоративность утилитарных форм. Иными словами, за внешней новизной (новыми формами, новыми мотивами орнаментации) следует различать возникновение качественно нового типа связи утилитарного и художественного., Она, в свою очередь, влечет за собой отказ от фронтальности симметрично-осевых построений в пользу всефасадности (на практике возможную лишь в особняках), появление композиций со свободным ритмом форм и объемов, создаваемых из расчета на длительность восприятия зданий во времени и множество точек зрения.