Шехтель
  

Особняк Рябушинского

Шехтель словно взялся доказать жизнеспособность новых принципов и чрезвычайную широту возможного в их пределах диапазона приемов и форм. Присущее модерну активно-созидательное начало утверждается Шехтелем настойчиво, может быть, даже воинствующе. Каждое крупное его произведение - открытие; он почти не повторяется, сохраняя в то же время удивительную верность исходным закономерностям.

Особняк Рябушинского - великолепный образец диалектического претворения полезного в прекрасное. Фасады здания практически свободны от всяких специально художественных форм. Встречаемся мы здесь и с ритмической музыкальной композицией. В сооружениях национально-романтической ветви она тяготеет к своеобразно понятому симфонизму, здесь же она прозрачна в своей мелодической ясности и сведена к самой устойчивой и спокойной из геометрических форм - к квадрату. К квадрату тяготеет компактный план здания. Квадрат представляет собой выступающая часть уличного фасада по ул. Качалова. Квадратной является форма окон, близки к квадрату разделенные окнами фрагменты фриза, на соотношениях квадрата и диагонали основана форма крылец.

Поражающая с первого взгляда простота далеко не элементарна. Крыльцо вместе с отступающей частью уличного фасада образует второй, дополнительный квадрат, накладывающийся на первый. Едва ли не каждая геометрически четкая форма имеет свой антипод. Законченность формы основного объема нарушена прихотливо-асимметричным размещением двух бетонных крылец и двух балконов, парадоксальностью в расстановке акцентов. Непривычно крупные, массивные крыльца словно отодвигают назад кажущуюся рядом с ними невесомой, почти бесплотной коробку самого особняка. Монументальность их объемов спорит с вялыми, рождающими ощущение внутренней тревоги и неустойчивости, кривыми арочных проемов.