Шехтель
  

Пафос "готики" 30-40-х годов

Но "готика" XIX века не однородна. Подобно другим вариантам средневековых "стилей", в том числе "русского", она прошла длинный путь развития, пережив два взлета: первый в конце 20-х - 40-е годы, второй в 90-е годы. "Готика", воспринимаемая как антитеза исчерпавшей себя идеи государственности, ассоциировавшейся с формами классицизма, начинает период эклектики (М. Д. Быковский, Н. Л. Бенуа, А. П. Брюллов, А. А. Менелас) и завершает его (Ф. О. Шехтель, П. С. Бойцови др.), открывая новую эпоху в развитии зодчества.

Пафос "готики" 30-40-х годов - в замене ордерных форм, ставших символом омертвелой догмы, иными, почерпнутыми не из античности. Смысл "готики" Шехтеля прямо противоположен: он в утверждении новых закономерностей, выражаемых через формы, ставшие к тому времени привычными. Традиционная теперь уже форма для Шехтеля своего рода моральный авторитет, ссылка на который словно подтверждает "закономерность" его исканий.

"Готика" особняка Морозовой - это во многом привычный "язык" форм, однако его структура, ритмика, смысловые акценты так свежи и необычны, что складываются в иной, чем у современников Шехтеля, художественный образ, сложный, лишенный однозначности. В нем налицо романтическое начало и рационализм, интеллектуальность и лиризм, живописность и ясность. Неся на себе отпечаток усложненной психики художника конца столетия, живущего в кризисные переломные годы, особняк, однако, приобретает неведомую прежде цельность. С Шехтелем в архитектуру приходят поиски новой гармонии, в которой разрешаются диссонансы. "Трагическая гармония предреволюционной эпохи, слышимая в поэзии Блока и раннего Маяковского, в музыке Скрябина, в живописи Врубеля ', не чужда и тем сооружениям Шехтеля, список которых открывает особняк 3. Г. Морозовой.