Шехтель
  

План особняка Дерожинской

В повторности мотивов орнаментики, ее музыкальности, эмоциональной выразительности неизобразительного рисунка, рождающего, однако, богатые ассоциации, можно усмотреть сходство с поэтикой творчества А. П. Чехова - лиризмом и "подводным течением", повторами и ритмичностью, колоссальной ролью детали. Есть в этих приемах и родство с поэзией символистов - музыкальность и неожиданная прерывистость ритмов, и сходство с новейшими исканиями в живописи - декоративная укрупненность рисунка, выразительность линейных ритмов и крупных цветовых пятен.

План особняка Дерожинской - еще одна разновидность типа, впервые разработанного Шехтелем для особняка Морозовой (см. рис. 21). Все помещения его группируются вокруг лестницы. Но композиционным центром является двухсветный холл, в который выходят, раскрываются все основные помещения первого этажа - вестибюль, гостиная, столовая, кабинет. В разрезе такая композиция напоминает храм - высокое светлое подкупольное пространство, окруженное более низкими помещениями. Холл в доме Дерожинской - заключительный аккорд героической симфонии в духе "Поэмы экстаза" Скрябина.

Размеры холла колоссальны. Этот грандиозный зал площадью 12,6Х ХЮ,7 и высотой 11,2 м (где пресловутая камерность модерна?!) покоряет красотой и соразмерностью своего пространства. Господствуют крупные формы и членения: панель, проходящая несколько ниже половины высоты, закрепляет героическую масштабность интерьера. Филенки, членящие поверхность панели, мебель (кресла и диваны с высокими, как у тронов, спинками, широкие и низкие диваны-скамьи) создают дополнительные точки отсчета размеров парадного зала, приближая его к человеческим меркам. С потолка на тонких металлических нитях спускаются гроздья напоминающих жемчужины светильников. Их свободная развеска на разных уровнях, обручи из меди вносят завершающий штрих человечности, лиризма в просторный, как городская площадь, зал.