Шехтель
  

Проблема выявления объемности крупного здания

Сложная сюжетная мотивировка композиции, определенная подражательность форм связывают это здание с архитектурой второй половины XIX века. Но ритмичная музыкальность композиции, былинно-эпический строй образа, живописность силуэта и пластичность объемов, цветовое и фактурное богатство материалов обнаруживают зримые черты нового.

В композиции Ярославского вокзала тема башен также подчиняет себе все остальное, а уравновешенность асимметричной композиции лишает здание застылости, придает ему подвижность, трепетность живого организма. Но прием здесь иной, чем в Глазго: башня входа образует статичный центр - стержень композиции, по отношению к которому меняется положение остальных объемов.

Формы здания обобщены, плавны и незаметно перетекают одна в другую. Углы не выражены, грани между фасадами сглажены. Плавный изгиб одной из угловых частей здания повторен в широкой ленте майоликового фриза, подчеркивающего нераздельность фасадов. На противоположной стороне расположена башня, объем которой в равной степени принадлежит лицевому и боковому фасадам.

Зодчего увлекает проблема выявления объемности крупного здания через весомость и телесность его акцентов - скругленных пилонов входной части, машикулей правой башенки, башнеобразных торцов, оттеняемых плоскостью стен. Сила впечатления от пластической мощи решенных подчеркнуто крупно объемов находится в прямой зависимости от точки зрения на здание. Оно, как и другие постройки зодчего и его современников, рассчитано на рассмотрение вблизи, в сильном ракурсе. Только при непосредственном столкновении с фасадом раскрывается вся мощь эмоционального заряда, обобщенная крупность форм, ударность акцентов, могучая пластика скульптурных объемов, сопоставимая по силе впечатления с работами А. Гауди. Фотографии начала века, как и авторские рисунки, изображают Ярославский вокзал именно так - в сильном ракурсе, приближенно. Издали, независимо от того, видимо здание в ракурсе или в ортогонали, ощущение монументальности и весомости пропадает. На первый план выступают иные качества - внутренняя неустойчивость, одухотворенность, бесплотность.