Шехтель
  

Проект Казанского вокзала

Постройки Шехтеля, спроектированные с применением форм древнерусского зодчества, - проект Казанского вокзала (1911 г., не осуществлен), церковь у Соломенной сторожки в Москве (1914 г.) и церковь в Балакове Самарской губернии (ныне Куйбышевской обл.} характеризуются тем' же принципом использования наследия, что и "ампирные" сооружения. Традиционные формы и новые закономерности, новые принципы живописной ритмичной композиции.

В проекте Казанского вокзала главным фасадом сделан не торцовый, обращенный к путепроводу, а продольный, выходящий на площадь. Чтобы избежать монотонности протянувшихся на версту фасадов, Шехтель обращается к многообъемной композиции древних теремов, используя формы нарышкинского барокко - самого светского стиля допетровской Руси, созвучного началу XX века суховатой рационалистичностью форм, графичностью композиций, большими проемами окон.

Следует подчеркнуть умение Шехтеля справиться с грандиозным заданием. В сооружении найдена мера монументальности и соразмерного человеку масштаба: членения и объемы крупны, но не настолько, чтобы подавить людей, детали не измельчены. В его композиции много общего с павильонами в Глазго и Ярославским вокзалом, главным образом с первыми. Та же симфония вертикалей, ритмика сложных, но сведенных к простым форм, взаимодействие вертикальных и горизонтальных ритмов, стилизация, хотя стилизуются здесь иные качества древнего зодчества - не живописная трепетность, а легкость, графичность, "прозрачность" форм. Поэтому в напряженности архитектурного образа здесь больше от "духовности".

Новым приемом в композиции Казанского вокзала является выраженность горизонтальных ритмов (до сих пор в композициях Шехтеля преобладали вертикальные ритмы и акценты). Композицию "держат", словно обручем стягивая здание, ряды окон.