Шехтель
  

Проекты и постройки Шехтеля

Постройки Шехтеля 1903-1909 гг. замечательны художественной логикой, опирающейся на использование возможностей строительной техники, новых материалов и конструкций. Свободные от историзма, они современны в полном смысле слова.

Сооружения 1903-1909 гг. обнаруживают уверенность мастера, свободно владеющего новыми приемами и формами. Все неоправданное изгнано. Шехтель не испытывает более нужды ни в подчеркивании новизны своих композиций, ни в их экстравагантности. Это зрелые произведения зрелого стиля. Новизна, как таковая, перестала быть целью.

В проектах и постройках Шехтеля второй половины 1900-х годов можно проследить рождение новых эстетических категорий. Не тяжеловесное, изукрашенное, а легкое, рациональное, строгое становится идеалом прекрасного. На смену массивным постройкам приходят легкие каркасные здания, пластичность сменяется плоскостью, выразительность объема - выразительностью линейных ритмов и графического узора, силуэты приобретают четкость простых геометрических фигур. Железобетонные карнизы и новая форма окон ведут к увеличению роли горизонталей в общей композиции зданий. Век архитектуры из стекла и металла, легкой, прозрачной, отбросившей традиционное представление о монументальности как о необходимом атрибуте красоты, был начат в России Шехтелем.

В сооружениях 1903-1909 гг. налицо первые попытки перейти от программной уникальности построек раннего модерна к эстетике машинного изделия, красота которого - в строгой точности одинаковых, безукоризненных в. своей правильности форм. Композиция сооружений приобретает не только видимую закономерность, но и определенную каноничность.

Все здания, возведенные по проектам Шехтеля в 1900-е годы, облицованы глазурованным или матовым облицовочным кирпичом или покрыты Цементной штукатуркой - новыми высокопрочными отделочными материалами. Особенно любим, был зодчим кирпич. Фактура этого материала - его холодная, гладкая, словно бесплотная поверхность, четкость граней удивительно соответствовали образному строю сооружений Шехтеля. Он был подлинным поэтом нового материала, одним из инициаторов широкого внедрения его в строительную практику.