Шехтель
  

Рационалистические тенденции, заложенные в основе новой архитектурной системы

Зодчий, никогда не отождествлявший модерн с новым декором, хотя и отдавший много сил его разработке, сумел отделить от наслоений, порожденных болезнью роста и крайностями отрицания, зарождающиеся вместе с новой архитектурой новые закономерности. Его заслуга - в умении облечь новые принципы в "современные" композиции, обладающие видимой закономерностью. Он чувствовал: модерн - не быстро преходящая мода; нарочитость его форм и орнаментики - заостренно-полемическое выражение протеста против отживших, но еще признававшихся за непреложный образец канонов и столь же полемически-заостренное выражение мироощущения современного человека "современными" средствами, что преходящим является именно эта нарочитость.

В творчестве зодчего наступает этап, удивительный по своей внутренней цельности. Рационалистические тенденции, заложенные в основе новой архитектурной системы и проявляющиеся в работах зодчего 1890-х - начала 1900-х годов в самых разных обличьях, получают в проектах 1903-1909 гг. бескомпромиссное и последовательное воплощение. Национальный романтизм, поиски экспрессии, пластичной формы, живописного силуэта, выразительной цветовой гаммы и синтез искусств - все, что так любил и умело использовал мастер в своих предшествующих произведениях, отступает перед задачей создания ритмичных, обусловленных пространственной структурой композиций.

В этом контексте естественно выдвижение на первый план промышленных, торговых и банковских зданий, конструкции которых не только претерпели наиболее радикальные изменения (несущий каркас, стена-ограждение, огромные окна), но и повлекли за собой изменение планировки. Ненужность несущих стен сделала возможным превращение в случае необходимости этажа или нескольких этажей (в зависимости от нужд) в один огромный зал.