Шехтель
  

Реализм XIX в.

Тема будущего, его нетерпеливого ожидания, предчувствие надвигающихся перемен начинает определять эмоциональный тонус русской литературы. Это настроение пронизывает прозу и драматургию А. П. Чехова, оно слышится в поэзии К. М. Фофанова. Л. Н. Толстой говорит о близкой развязке3, ему вторит А. И. Эртель - писатель, исключительно чуткий ко всему новому: "живется точно накануне чего-то и страстно хочется дождаться".

Реализм XIX в. переживает в 90-х годах пору коренных преобразований. В литературе ведущая роль в этом процессе принадлежала А. П. Чехову. Ему чужды бытописательские задачи даже в самом широком смысле слова. Внутренний пафос его творчества - синтетический образ зла, коренящегося в самом жизненном строе, при котором страдают, маются униженные, обойденные счастьем люди5. Глубоко переданное ощущение всеобщности кризиса неотделимо у писателя от окрашенных элегией, но от этого не менее жгучих ожиданий и надежд.

Аналогичные явления происходят и в живописи, неся с собой обновление, обогащение художественного строя и образного содержания полотен. И. И. Левитан, В. Д. Поленов и В. А. Серов развивают, переосмысливают наследие реалистической живописи, сохраняя, однако, лучшее, что традиционно отличало русское искусство, - духовную насыщенность, высоту нравственного критерия, желание ответить на поставленные жизнью "проклятые вопросы".

Не менее характерна захлестнувшая искусство 90-х годов волна своеобразного романтизма. Среди его представителей А. М. Горький, А. А. Блок, А. Н. Скрябин, М. А. Врубель - люди разных дарований, работавшие в различных областях искусства, но каждый по-своему выразившие жажду приподнятого, прекрасного, протест против обыденщины, порыв к "свободе, к свету".

Русская эстетика 30-90-х годов XIX века исходила либо из подчиненности искусства общественно полезной деятельности или задачам преобразования общества, либо из теории незаинтересованного искусства (искусство для искусства). Тем самым на первый план выдвигалась либо проблема общности целей искусства и других видов деятельности (т. е. содержания, критики и т. д.), либо проблема формы.