Шехтель
  

Ретроспективистские течения

В ретроспективизме, как называет усилившуюся в архитектуре

1900- 1910 гг. новую волну подражательности Г. К. Лукомский, не следует видеть только реакцию на несбывшиеся надежды, унесенные поражением революции 1905 г. Их природа сложнее. Ретроспективистские течения начали оформляться за несколько лет до революции.

Не найдя новой логики в раннем модерне, многие архитекторы вернулись к привычной логике форм прошлого. Но, и это принципиально важно, ретроспективизм середины 1900 - 1910 гг. непосредственно вытекает, а во многом и смыкается с модерном. Ретроспективизм продолжал начатое последним свержение кумиров. Он на свой манер отрицал те же догмы, что и модерн, и утверждал новые принципы. Характерны в этом смысле слова А. Белого: "Волею к переоценке и убежденностью в правоте нашей критики были сильны мы в то время; она же продиктовала интерес к тем образам прошлого, которые были заштампованы визою поколения семидесятников и восьмидесятников", "в нашем тогдашнем футуризме надо искать корней нашим пассеистским экскурсам и к всевозможным реставрациям; иное "назад" приветствовали мы как "вперед". Наши "пассеистические" уроки отцам имели такой смысл:

"Вы нас упрекаете в беспринципном новаторстве, разрушенье устоев и догматов вечной музейной культуры; хорошо же, будем "за" это все; но тогда подавайте не штамп, а стиль, продуманный заново, не скепсис, а критицизм, отдайте нам ваши музеи, мы их сохраним, вынеся из них Клеверов и внеся Рублевых и Врубелей". Ретроспективизм подхватывает и начатые модерном поиски цельного стиля, ансамблевости, высокой художественной культуры.

В своей идейно-психологической основе он смыкается

с национально-романтическим вариантом раннего модерна, противопоставляя катаклизмам и кризисам рубежа веков, пошлости обывателя и делячеству буржуа вечные ценности культуры и искусства, идеализированный мир старины.