Шехтель
  

Сила дарования зодчего

Прошло два года, и Шехтель, преодолев некоторую паллиативность фасадов "Боярского двора", сумел передать в облике зданий легкость конструкции, превратив стены из несущего элемента в ограждающую плоскость, отказаться от декора, положить в основу композиции решетку каркасной конструкции. В середине 1900-х годов Шехтель первым из русских зодчих раскрыл выразительность, заложенную в самой структуре сооружения, ее воздушности, пространственности.

Легкие невесомые сооружения изысканно просты. Определенная стандартность модуля, которым являются высота столбов каркаса и ширина их шага,- такова первопричина появления равномерной ритмики фасада. Чистота линий, очерчивающих по контуру объемы здания и отдельные его элементы, образует видимый каждому скелет, зрительно снимающий тяжесть массы. Стена теряет пластичность и весомость. Бесплотность усугубляется особенностями материала - огромными поверхностями зеркального стекла и облицовкой из глазурованного кирпича. Поэтика произведений Шехтеля 1903-1909 гг. основывается на выразительности линий и легких плоскостей. В композиции доминируют плоскость, линейно-графическое начало.

Сила дарования зодчего в полной мере сказалась в "преобладании конструктивности над декоративностью", в "богатой простоте" ', непринужденности и изяществе, с какими естественная, обусловленная утилитарными задачами композиция фасада превращается в носителя художественных качеств.

В сооружениях Шехтеля присутствует специфическое для тех лет восхищение мощным натиском урбанизации, эпохой, рождающей нового бога - технику. Одновременно им присущи унаследованные от построек первых лет XX века утонченная одухотворенность и тонкий лиризм, которые архитектор привносит в сугубо меркантильные по назначению здания. Психологическая природа этих настроений остается прежней: предчувствие и переживание социальных бурь, утверждение нетленности духовных ценностей.