Шехтель
  

Торговый дом Аршинова

Важен не источник декора (модерн или не модерн.). Гораздо важнее, что декор тут используется во многом традиционно, он спорит с ритмом окон, пластика деталей диссонирует с хрупкой поверхностью стекла, неприятна диспропорция между размером огромных окон и декором.

В небольшом торговом доме Аршинова, где на фасаде поместилось только одно окно, дисгармония между "современностью" гигантского стекленного проема и обрамлением из массивных эркеров и аттика.

Зодчий идет к рационализму облика зданий от их каркасной структуры. В доме Аршинова оставлены видимыми тонкие стойки каркаса. В результате торговый зал каждого этажа превратился в напоенное светом единое помещение. Только почувствовав заложенную в каркасной конструкции красоту - ее воздушность и пространственность, Шехтель смог создать этот строгий деловой интерьер, предшественник интерьеров "Боярского двора", Ярославского вокзала и Художественного театра.

Не лишено вероятности, что интерьеры торгового дома Аршинова с присущей им наглядностью ритмики одинаковых конструктивных элементов по вертикали и горизонтали подсказали зодчему и композицию фасадов "Боярского двора". Она строится на ритмической повторности акцентов, соответствующих вертикалям стоек каркаса, разделенных поверхностями стекла, заполняющими плоскость фасада от одной вертикали до другой.

Но в отличие от двух предшествующих построек, здесь почти столь же определенно, как вертикальные, выделены горизонтальные членения. Новая форма горизонтальных окон, их ряды, сильными обручами охватывающие здание, получили поддержку в лентах междуэтажных тяг, четкой линии плоского железобетонного карниза. Он останавливает бег пилястр, словно наталкивающихся в своем стремительном движении вверх на его плиту, и встретив это препятствие, закручивающихся в энергичный завиток кронштейнов, имеющих в угловой и центральной частях вид женских головок.