Шехтель
  

Восстание модерна против традиции

И тут, и там архитектурная форма в традиционном смысле (выполняющая специально художественную функцию) исчезает. Декоративные элементы утрачивают самодовлеющий характер, и в результате основной задачей архитектора становится овладение пространством. Процесс начинается со среды повседневного обитания - интерьеров особняков, усадебных ансамблей (городских и загородных). Новое содержание фатально требует новых средств, в том числе стилизации, неосознанно, робко дающей о себе знать уже в "готике" Шехтеля.

В постройках, относящихся к национально-романтической разновидности модерна, формы прошлого стилизуются откровенно, даже подчеркнуто. Это диктуется желанием обнажить, заострить беспрецедентность формы и приема, ибо подсознательно модерн никогда не забывает о программной новизне.

Восстание модерна против традиции не следует понимать буквально. Он восстает не против всех традиций (как это часто декларируется), а против совершенно конкретной и к началу XX века исторически себя исчерпавшей архитектурной традиции нового времени. Самый же принцип стилизации присущ не только национально-романтической ветви модерна, а модерну в целом и предполагает наличие образца, причем любого. Им может быть архитектура прошлого (в этом смысле модерн прямо-таки всеяден, хотя и отдает предпочтение средневековому и народному зодчеству), природная форма, новая конструкция, новый материал. Теперь в образце, первоисточнике ищут прообраз органичности - диалектического единства составляющих архитектуру начал и элементов. Внешне это находит выражение в предпочтении замкнутым, раздробленным и угловатым формам эклектики обобщенных, плавных, незаметно перетекающих одна в другую форм.

В России стилизация как художественный метод впервые получила признание в деятельности художников мамонтовского кружка, представители которого ставили целью подняться "от обыденной жизни в область героизма и красоты". В конце 80-х годов В. А. Серов приходит к выводу о необходимости писать только отрадное Средневековье, Византия, русское народное искусство чаще всего стилизуются в произведениях М. А. Врубеля, В. М. Васнецова, Е. Д. Поленовой.