Шехтель
  

Задача создания свободного от подражательства стиля

"Боярский двор" принадлежит к типу торговых, конторских, банковских сооружений, проектирование которых начинает занимать важное место в творчестве Шехтеля 1900-х годов.

На рубеже XIX-XX веков, когда перед архитектурой стала задача создания свободного от подражательства стиля, повлекшая за собой необходимость художественного осмысления новых материалов и конструкций, значение производственных, конторских и торговых зданий, всегда строившихся с применением новейших технических достижений, резко повысилось. Здесь крылись богатые возможности для претворения в жизнь одной из основополагающих закономерностей современной архитектуры -диалектического единства полезного и прекрасного.

Но эстетический подход к возможностям новой техники возник не сразу. "Новая" конструкция, с которой мы встречаемся у Шехтеля, - поставленные в несколько ярусов (этажей) железные, позднее железобетонные столбы, связанные между собой балками перекрытий, создающие разновидность несущего каркаса,- применялась в русской архитектуре с 70-х годов XIX века. Она давала возможность перекрывать большие помещения, не загромождая их капитальными стенами, сводить к минимуму площадь опор, превращая их в легкие стойки каркаса. Она позволяла также отказаться от внутренних перегородок, маленьких окон, залить светом внутреннее пространство громадных помещений, раскрыть его наружу.

Но до конца 90-х годов конструктивные новшества мало отражались на облике зданий. Зодчие прятали "неэстетичные" конструкции и непривычную структуру за роскошным убором архитектурных форм прошлого, которые на рубеже веков смешивались с орнаментикой раннего модерна.

Историческая заслуга Шехтеля заключается в том, что он первый в России попытался осмыслить эстетические возможности сооружений "эпохи машинизма" (А. Н. Бенуа), сформулировать закономерности, обусловленные конструкцией и пространственной организацией сооружений.