Шехтель
  

Загородный дом Патрикеева

Следует подчеркнуть два важных новшества в облике дома Шамшина. Первое - новая форма окон. В доходных домах вплоть до первой мировой войны сохранялись унаследованные от классицизма высокие узкие окна с соотношением сторон, равным 2 : 1 или 2,5 : 1. Каждая комната освещалась двумя-тремя окнами, отсюда - дробность композиции фасада. Увеличение оконных проемов, устройство одного окна на комнату, использованное Шехтелем в особняке Морозовой, было перенесено им в 1900-е годы на доходные дома - нововведение, благоприятно отразившееся на облике рядовой застройки Москвы. Второе - простота архитектурных форм и объемов начинает приближаться к характерной для конструктивизма элементарности и жесткости простых геометрических фигур. Объем эркеров кажется близким цилиндру, так как лежащая в основе его плана форма круга повторена несколько раз: в линии карниза, в плите балкона, в энергичной ритмике колец междуэтажных простенков, наконец, в форме самих эркеров, видимых благодаря отступу окон от их наружных стенок, словно в разрезе.

Близок по духу доходному дому Шамшина загородный дом Патрикеева в Химках (1907 г., теперь Химкинская больница). Несмотря на реминисценции романтизма, - завершения двух угловых башен напоминают по формам шлемы русских богатырей, фронтон ассоциируется с щипцами кровель средневековых зданий, - дом Патрикеева по стилистическим особенностям примыкает к постройкам 1903-1909 гг. Многообразие его форм и одновременно их простота, даже элементарность, подчиненность двум исходным - прямоугольнику и треугольнику (увенчивающему прямоугольник), позволяют понять метод работы Шехтеля, свести все многообразие его приемов к двум композиционным схемам - "плоскостной" и "живописной".

Выразительность "плоскостной" схемы основывается на ритмике линий и абриса фасадной плоскости, форма которой является исходной, главной (каркасные постройки, доходные дома). Плоскостность этих композиций не идентична фронтальности. Динамизм ритмической композиции исключает ее, так как фронтальность предполагает единую точку зрения и, следовательно, единовременность восприятия.