Шехтель
  

Здание Ярославского

Многоцветье росписей, позолоченные орлы, решетки и шпили, выразительность фактуры материала, округлость бревен, мощная светотень срубленных углов, красивый узор шероховатой поверхности покрытых гонтом и дранкою крыш особенно впечатляли после долгих лет унылого одноцветья и зализанности фактуры.

В 1902 г., построенное в середине XIX века по проекту Р. Кузьмина, здание Ярославского вокзала было снаружи и внутри заново отделано Шехтелем по случаю удлинения Московско-Ярославской железной дороги до Архангельска и присоединения к ней Шуйско-Ивановско-Ярославско-Костромской, Ярославско-Рыбинской и Александрово-Ивановской линии. "Все это, - пишет журнал "Зодчий", - как бы предрешило вопрос о стиле фасада и поэтому для него северно-русский характер в обновленной обработке был признан более всего уместным. Большая часть фасада облицована серым кирпичом. Под главным шатром и над входом находится рельефное изображение Георгия Победоносца, св. Михаила Архангела и медведя с секирою - гербов Москвы, Ярославля и Архангельска. Все остальные украшения выполнены из цветной майолики по рисункам Шехтеля в Абрамцевской мастерской С. И. Мамонтова. В левой угловой башне помещен водонапорный бак. В главном вестибюле на вышине фриза были помещены панно К. А. Коровина, изображающие виды северного края".

Ярославский вокзал - это повторение в камне деревянных павильонов в Глазго. Композиция его символична и повествовательна. В ней нашли отражение факт установления регулярной связи между центром русских земель и глухими окраинами и ставшее уже традиционным представление о вокзале как о главных воротах города, выраженное просто и сильно большой аркой входа, ведущей в вестибюль, а через него на дебаркадер. Похожий на гигантскую въездную башню, центральный ризалит здания увенчан шатром, напоминающим одновременно деревянные дозорные вежи русского Севера, юрту кочевника-оленевода и кокошник праздничного одеяния девушек северных губерний. По сторонам его высятся башенки, отдаленно напоминающие кремлевские.